Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Живая вечность

 

Молитва о властях и их свержении

Попросили меня отслужить для группы лиц молебен об изгнании из России оккупантов. Я отказался.

Во-первых, христианин не должен лгать. Россия никем не оккупирована. Человеку, любящему свободу, в России плохо не потому, что страна оккупирована, а потому что души жителей страны оккупированы. Не сатаной! Я бы и от экзорцизма отказался. Души моих соотечественников оккупированы воинственностью, которая придаёт специфическое выражение всем прочим, обычным человеческим порокам. Россию не освободить, сменив правительство или управляющий клан.

Во-вторых, даже если бы Россия была оккупирована, я бы не стал молиться о её освобождении. Как в XIV веке преп. Сергий молился об ордынском хане как о правителе (Мамай – не был ордынским ханом, был узурпатором). Технические проблемы надо решать техническими средствами, а не молитвой.

В-третьих, превращать молитву в средство политического сплочения, в демонстрацию означает извращать молитву точно так, как это делает российская власть. Как российские властители используют молитву, но сами не настоящие члены Церкви, так и просившие о молебне, насколько я понимаю, людей не церковные – т.е., не ходят регулярно в храм, не исповедуются, не разговаривают с единоверцами. Иначе бы они обращались не ко мне, а к священнику своей общины.

Я предложил компромисс: могу отслужить молебен с формулировкой, которую произношу за каждому литургией: «О богохранимой стране нашей, властех и людех ея, да тихое, свободное, бескровное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Такая молитва не только подразумевает, что власть должна стать другой, но и указывает, какой именно должны стать и власть, и подданные. Думаю, слово «бескровное» вызвало сопротивление – как и нынешние властители, нынешние оппозиционеры не мыслят победы без насилия.

Слово «тихий» тут не означает «безгласный». В церковнославянском «тихий» есть «мирный», хотя не все это знают, почему я и добавляю слово «бескровный». «Тихая жизнь» не есть жизнь скопческая, бессильная. Именно творческая жизнь – тихая. Не тиха жизнь пьяницы, лжеца, драчуна и прелюбодея (прелюбодей – избыточно, ведь прелюбодеяние есть лишь разновидность лжи, но так уж с Моисея повелось, что этот род лжи следует выделять отдельно). Эту жизнь воспевал Джек Лондон – мол, тот не ведывал блаженства, кто не бил другого в челюсть в баре, не предавался любви на гавайском пляже (проститутка и на пляж согласится, но любимая женщина откажется – ведь ей быть внизу и мучаться от песка, а даже гавайский песок в такой ситуации будет сущее мучение). Жизнь Челлини или Льва Толстого – тиха, другое дело, что эту тишину не всякий расслышит, для этого надо оказаться в центре урагана. Тиха любая симфония Моцарта, даже когда звучат одни барабаны и тарелки. «Тихоструй» деспота – омерзительный шум, и вся вселенная затыкает уши, когда Сталин что-то шепчет на ушко Берии.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова